ХI Международная научно-методическая конференция «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении»

5 апреля 2024 года в Кемеровском государственном институте культуры состоялась ХI Международная научно-методическая конференция «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» в рамках XII Международного фестиваля музыкального творчества «Сибириада».

Конференция проходила в гибридном формате, участники из разных стран мира имели возможность подключиться к работе конференции онлайн. На участие в мероприятии поступило более 200 заявок.

Зарубежное участие представлено докладчиками из: Дубая (ОАЭ), Ниша (Сербия), Наньчана и Чанчуня (КНР), Астаны, Павлодара и Тараза (Казахстан), Минска (Беларусь). Россия представлена участниками из Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Иркутской, Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Красноярского края, Республики Хакасия.

Участниками конференции стали деятели музыкальной культуры и искусства России и зарубежья, преподаватели начального, среднего и высшего уровней музыкального образования России и зарубежья (школа – колледж – вуз), студенты, магистранты и аспиранты профильных вузов.

Традиционно к началу конференции был издан сборник научных статей «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении», в который вошли исследования в области музыкознания, музыкальной педагогики и исполнительской практики.

Конференция была открыта приветственными словами Инны Скипор, проректора по учебной и воспитательной работе, Инны Шороховой, декана факультета музыкального искусства, художественного руководителя Хорового театра «Академия», художественного руководителя Международного фестиваля музыкального творчества «Сибириада», Международного певческого праздника «Прекрасное Далеко: дайджест онлайн».

Пленарное заседание прошло в гибридном формате (онлайн/офлайн). Докладчиками были представлены результаты научных исследований по актуальным проблемам музыкального искусства:

  • рассмотрено понимание в современном музыкознании термина «рассредоточенный тематизм», продемонстрировано его проявление на ярких примерах из творчества белорусских композиторов второй половины ХХ – начала XXI века (А. А. Тихомирова, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры теории музыки УО «Белорусская государственная академия музыки», г. Минск, Республика Беларусь);
  • в преддверии празднования 90-летия со дня рождения Алемдара Караманова представлены яркие страницы из его творческого наследия и жизни (Е. В. Клочкова, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры музыковедения Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, генеральный директор Центра поддержки и развития современного искусства им. Алемдара Караманова, г. Москва, Россия);
  • приведены интересные наблюдения из анализа барочной оперы в представлении композитора XXI века Л. А. Десятникова (О. В. Синельникова, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства КемГИК, г. Кемерово, Россия).

По завершении пленарной части традиционно в рамках конференции прошли заседания 5 секций. Тематика обсуждаемых вопросов на секциях была посвящена проблемам и тенденциям современного музыкознания, музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической практики. Гибридный формат проведения не только позволил собрать большое количество участников конференции, но и помог сократить расстояние между специалистами и учеными в области музыкального искусства.

По окончании конференции руководителями секций были подведены итоги состоявшейся XI Международной научно-методической конференции «Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении» и определены пути дальнейшего развития научно-методического содружества участников.