Единый информационный портал Кузбасса в Вконтакте Единый Единый

Участник общероссийского рейтинга школьных сайтов

   

Опрос  

Как Вы оцениваете информационно-коммуникационную компетентность школьников региона:

   

Глоссарий по теме «Одаренные дети»

 

А

Авторитет влияние, которое оказывает на кого-либо отдельное лицо или социальный институт в силу своих заслуг, интеллектуальных, нравственных, деловых качеств.

Агенты социализации лица, во взаимодействии с которыми у человека формируется социальный опыт: родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя, наставники.

Адаптация способность организма (личности, функции) приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Приведение личности в такое состояние, которое обеспечивает устойчивое поведение в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности и нарушений норм, требований среды, в которой протекает активность личности.

Акселерация ускоренное физическое развитие детей, охватывающее различные анатомические и физиологические стороны организма.
Активность личности деятельное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых качествах, общении.

Альтернативные школы (от лат. другой) свободные школы, в странах Западной Европы и США неполные средние и средние школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися.

Аниматор (от ит. воодушевленный, оживленный) организатор досуговой деятельности детей после школы (термин, принятый в Англии, Франции, Швейцарии и некоторых других европейских странах и переводящийся как вдохновители).

Аномалия (от греч. anomalosнеправильный) патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

Асоциальное поведение действия и поступки противообщественного характера, нарушающие права и интересы общества.

В

Взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами и совместной деятельностью, взаимную поддержку.

Виды одаренности определяются видом деятельности и обеспечивающими ее сферами психики, степенью сформированности, формой и широтой проявлений в различных видах деятельности, особенностями возрастного развития ребенка. В современной науке выделяют следующие виды одаренности. В практической деятельности одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности лидерскую и аттрактивную одаренность. В духовно-ценностной деятельности одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Влияние деятельность в процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания. Выделяют четыре основных способа влияния: убеждение, внушение, заражение и подражание.

Внимание направленность и сосредоточенность сознания на определенные объекты, явления или деятельность.

Возрастной кризис временное нарушение сложившегося ранее устойчивого функционирования организма личности, знаменующее собой переход на новый возрастной этап.

Воля способность человека действовать в направлении поставленной цели при наличии препятствий (внешних и внутренних) на пути ее достижения (в узком смысле); способность человека к детерминации и регуляции своей деятельности, поведения и психических состояний (в широком смысле).

Воображение психический процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание педагогический компонент социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.

Воспитательная система комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности и отношений, возникающих между ее участниками.

Вундеркинд (от нем. wunder чудо и kind ребенок) одаренный ребенок, обладающий исключительными, выдающимися способностями.

Г

Ген (от греч. род, происхождение) материальный носитель наследственности, обеспечивающий преемственность в потомстве того или иного элементарного признака организма; у высших организмов (эукариот) входит в состав хромосом.

Гениальность (от лат. genialis) наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, озарения свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

Гений (от лат. genius) 1. высшая степень одаренности, ума, таланта; 2. человек, обладающий такого рода одаренностью, носитель гениальности.

Д

Девиантное поведение (от лат. отклонение) система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам. Может быть социально одобряемым (одаренность, альтруизм и пр.) и социально неодобряемым (преступность, аморальное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, распущенность в сфере сексуальных отношений и т.д.).

Депривация психологическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение некоторых основных (жизненных) психических потребностей субъекта в достаточной мере и в течение длительного времени.

Дифференциация в обучении и образовании (от лат. differentia разница) 1. организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребенком; 2. ориентация системы образования на удовлетворение потребностей различных социальных слоев и категорий детей.

З

Задатки врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей; индивидуальные особенности физической и нервной организации человека, обуславливающие эффективное соответствие сенсомоторной регуляции определенным видам деятельности.

Закономерности педагогического процесса существенные внешние и внутренние связи, от которых зависит направленность процесса и успешность достижения педагогических целей.

И

Идентификация 1. опознание чего-либо, кого-либо; 2. уподобление, отождествление с кем-либо, чем либо; процесс усвоения социальных ролей, отождествления индивида с реальным или воображаемым объектом.

Идентичность ощущение самотождественности, непрерывности себя во времени, чувство я тот же самый; устойчивый, личностно принимаемый образ себя во всем богатстве взаимосвязей личности с окружающим миром.

Индивид 1. человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2. отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуализация обучения организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Индивидуализация педагогического процесса это такая его организация, при которой осуществляется учет индивидуальных потребностей и психологических особенностей каждого учащегося всеми субъектами его образовательного и социально-педагогического пространства.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающегося технология интеграции (предпочтительно представленная индивидуальной дополнительной образовательной программой или её вариативной частью), определяющая путь образования индивидуальности самой индивидуальностью. Маршрут нем. marche (вперёд, ход) + route (путь) путь следования.

Индивидуальность неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей; конкретное сочетание: мыслей, чувств, проявления воли, потребностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, интеллекта, склонностей, способностей.

Индивидуальный подход осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Индивидуум (от лат. атом, неделимое) индивид; особь, личность, лицо, персона; вообще всякий самостоятельно существующий живой организм.

Инновация в образовании нововведение, новшество, направленное на усовершенствование педагогического процесса, повышение его эффективности, связанное, как правило, с ломкой устоявшихся, традиционных подходов.

Интеграция (от лат. integration восстановление, восполнение, integer целый) это понятие, означающее объединение в целое каких-либо частей, элементов, состояние связанности отдельных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию, объединение субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними; тенденция современного образования, в основе которой лежит процесс переплетения национальных систем образования и проведения согласованной образовательной политики.

Интеллект (от лат. intellectusпознание, понимание) ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Латинский перевод древнегреческого понятия нус (ум), тождественный ему по смыслу.

Интеллектуал (от лат. intellectualisумозрительный, теоретический) человек могучего ума, обладатель высокоразвитого интеллекта; вдумчивый, пытливый исследователь различных сторон жизни, способный к самостоятельному анализу и обладающий цельным мировоззрением.

Интериоризация (от франц. interiorisationпереход извне внутрь, от лат. interiorвнутренний) формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности.

Информационное общество общество, характеризующееся высоким уровнем производства и потребления информации и информационных услуг.

К

Компьютерная революция, произошедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества, подходов к определению содержания образования и разработке новых информационных образовательных технологий.

Креативность (от лат. creationсозидание, сотворение) созидательность; творческая, новаторская деятельность; способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Критерий признак, на основании которого производится сравнение, оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

Л

Лидер член группы, обладающий высоким статусом, оказывающий значительное влияние на мнение и поведение членов группы и выполняющий комплекс функций, сходный с функциями руководителя.

Личностный рост присущая человеку тенденция к развитию его потенциалов; процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью.

Личность устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности и определяющих его систему социальных отношений.

М

Менталитет (от лат. mentalisумственный) 1. образ мыслей, особенности индивидуального и общественного сознания людей, обусловленные социальной средой, историческими и национальными традициями. 2. психология нации, национальный характер.

Мерит американская программа по отбору одаренных детей в средней школе. Ежегодно по этой программе отбирают до 600 тысяч наиболее толковых учеников, из числа которых примерно 35 тысяч одаренных подростков получают различные льготы для продолжения образования (стипендии, гарантии поступления в престижные университеты и т.д.).

Метод способ действовать, прием, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Механизм последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-нибудь действие, явление.

Мировоззрение система взглядов на мир и место в нем человека; целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Моделирование метод исследования социальных явлений и процессов, основывающийся на замещении реальных объектов их условными образами, аналогами, схемами. В модели воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.

Модель (от лат. modulus мера, образец) в широком смысле любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве его заместителя, представителя.

Мониторинг постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению, а также предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. С позиций задач настоящего проекта, мониторинг предполагает отслеживание ряда показателей, отражающих реальное состояние физкультурно-оздоровительной работы в рамках каникулярного отдыха детей и молодежи (наличие условий для такового, уровень методической обеспеченности, присутствие специальных программ и технологий для его организации, привлечение специально подготовленного педагогического состава и др.); систематическая процедура сбора данных по важным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях.

Мотив (от лат. movereприводить в движение, толкать, двигаться) внутренний источник активности, субъективно-переживаемое побуждение к деятельности, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мышление процесс сознательного отражения действительности в ее общих и существенных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты.

Н

Непрерывное образование процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям как личности, так и общества. В мировой педагогике это понятие выражается рядом терминов, среди которых образование длинною и шириною в жизнь, перманентное образование, пожизненное образование, продолжающееся образование и др.

Новообразование качественные изменения в психике, возникающие на определенных этапах развития, которых не было на предыдущих этапах.
Норма (от лат. normaруководящее начало, правило, образец) 1. узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-нибудь; 2. установленная мера, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки.

О

Образовательный стандарт обязательный уровень подготовки учеников, предусматривающий владение базовыми понятиями, знание теории, закономерностей основ наук, умения применять знания на практике.

Одаренность системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность в обыденной психологии синоним талантливости, условие для выдающихся достижений в той или иной деятельности. В научной психологии чаще понимается как система умственных способностей, умственный потенциал. В современной трактовке-мера выраженности и качественное своеобразие различных (общих, интеллектуальных, специальных и т.п.) способностей, выступает как системное образование в структуре личности и индивидуальности. Обеспечивает успешность реализации одних видов деятельности, возможность выполнения и освоения других, вне зависимости от уровня развития соответствующих способностей.

Одаренность общая высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. О.о. является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Предположение о существовании О.о. выдвинул в середине ХIХ в. английский психолог Ф. Гальтон. В 1929 г. Ч. Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, к-рая объясняла высокие корреляции разнородных тестов общим фактором умственной энергии. Множество специальных факторов определяют успешность выполнения конкретного теста. В течение длительного времени шла дискуссия сторонников множественности первичных способностей (Э. Торндайк, Л. Терстоун) и сторонников общего фактора (Г. Айзенк, С. Берт и др.). Сегодня признаётся наличие как О.о., так и её внутренней структуры. Благодаря исследованиям Д. Гилфорда, Е. Торренса, Д.Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о двух видах О.о.: интеллектуальной одарённости и творческой одарённости (креативности). При факторно-аналитических исследованиях выявлены независимые типы художественной одарённости и практической одарённости. Люди, обладающие научной одарённостью, как бы совмещают в себе черты предыдущих типов.

Одаренность интеллектуальная такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. (М.А. Холодная, 1997). На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рамках разных исследовательских подходов соотносятся с проявлением О.и.:
1) лица с высоким развитием общего интеллекта в виде показателей IQ> 135-140 единиц; выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта (сообразительные);
2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тестов (блестящие ученики);
3) лица с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на основе тестов креативности (креативы);
4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой объём предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей области (компетентные);
5) лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли своё воплощение в объективно значимых, в той или иной мере общепризнанных формах (талантливые);
6) лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей (мудрые).
Традиционные подходы в диагностике О.и. отчётливо продемонстрировали то обстоятельство, что ни высокий уровень IQ, ни высокий уровень учебных достижений, ни высокий уровень креативности-каждый сам по себе-не может быть индикатором О.и. Понимание данного обстоятельства привело к появлению комплексных теорий О.и. Ярким примером является концепция О.и. Дж. Рензулли, к-рый выделяет три составные части одарённости. Среди них:
1) интеллектуальные способности выше среднего уровня, в т.ч. общие способности (вербальные, пространственные, цифровые, абстрактнологические и т.д.) и специальные способности (возможности усвоения знаний, умений и навыков в конкретных предметных областях-химии, математике, балете и т.д.);
2) креативность (гибкость и оригинальность мышления, восприимчивость ко всему новому, готовность к риску и т.п.);
3) высокая мотивационная включённость в задачу (значительный уровень интереса, энтузиазма, настойчивости и терпения в решении тех или иных проблем, выносливость в работе и т.д.). О.и., говоря условно,-это место пересечения трёх указанных факторов.
Ещё одним примером компромиссного решения вопроса о критериях О.и. является пентагональная имплицитная теория одарённости Р. Стернберга. По его мнению, идентификация личности как одарённой возможна при условии, если её интеллектуальная деятельность отвечает пяти критериям, таким, как:
1) критерий превосходства-субъект имеет максимально высокие показатели успешности выполнения определённого психологического теста сравнительно с др. исп.;
2) критерий редкости-субъект показывает высокий уровень выполнения в том виде деятельности, к-рый является редким, нетипичным для соответствующей выборки исп. (напр., высокая оценка по тесту, проверяющему знание английского языка среди студентов старших курсов университета, не является свидетельством одарённости личности, поскольку высокий уровень знания английского языка является достаточно типичным для лиц этой категории);
3) критерий продуктивности-субъект, имеющий высокие показатели выполнения того или др. теста, доказывает, что он может реально что-то делать в некоторой предметной области (напр., в сфере профессиональной деятельности);
4) критерий демонстративности-субъект, имеющий высокие показатели выполнения определённого теста, неоднократно повторяет этот результат на др. валидных измерениях в любых др. альтернативных ситуациях;
5) критерий ценности-субъект, имеющий высокий показатель выполнения соответствующего теста, оценивается с учётом значения данного психологического качества в конкретном социокультурном контексте (следовательно, признаки О.и. могут быть разными в разных культурах).
По мнению М.А. Холодной, независимо оттого, отождествляется ли О.и. с каким-либо одним показателем в виде конвергентных способностей, креативности или обучаемости, либо О.и. рассматривается с одновременным учётом комплекса показателей, и в том, и в другом случае речь идёт о критериях идентификации одарённой личности, тогда как проблема психологических механизмов О. и. фактически снимается с обсуждения.
Одаренные дети дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).

Одаренные дети дети, обнаруживающие общую или специальную одарённость (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одарённость принято диагностировать по темпу умственного развития-степени опережения ребёнком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одарённости и коэффициент интеллектуальности). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше др. можно обнаружить художественную одарённость детей (в области музыки, затем-в рисовании). В области науки раньше всего проявляется одарённость к математике. Нередки случаи расхождения между умственным уровнем ребёнка и выраженностью более специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления ребёнка не являются достаточным залогом будущего таланта. Врождённые задатки-только одно из условий сложного процесса становления индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. Признаки необычных способностей у ребёнка неотделимы от возраста: они во многом обусловлены темпом созревания и возрастными изменениями. А.И. Доровской выделяет следующие признаки одарённости:
Раннее детство (1-3 года). Неуёмное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлечённость словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развёрнутых). Повышенная концентрация внимания на чём-то одном, упорство в достижении результата в сфере, к-рая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счёту, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.
Дошкольный период (4-б лет). Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через этажи), яркое воображение, нечёткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; громадная любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.
Школьный период (7-17 лет). Успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами (умениями) учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение чёткого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.

Оценка одарённости детей не может основываться только на тестировании-степень и своеобразие её обнаруживаются в ходе обучения и воспитания, при выполнении детьми той или иной содержательной деятельности. Ранняя специализация не должна быть преждевременной, чрезмерной. Выявлению и развитию О.д. призваны содействовать специальные школы, факультативные занятия, центры творчества, разные кружки, студии, проведение олимпиад уч-ся, конкурсов детской художественной самодеятельности и т.д. Недопустимо задерживать развитие О.д. Учебная нагрузка, формы обучения и воспитания таких детей должны соответствовать их возможностям. Забота об О.д. предполагает сочетание развития способностей с общеобразовательной подготовкой и совершенствованием личности.

Отслеживание результата видение того, насколько идет продвижение к целям; повременный контроль за деятельностью в достижении целей; процесс систематического снятия показателей; система наблюдения и изучения деятельности по определенным критериям.

Оценивание результата сопоставление полученных результатов с предлагаемыми или заданными; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно цели.

Ощущения отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

П

Паблик скулз (англ. publicschools общественные школы) частные привилегированные средние школы в Великобритании, сохраняющие аристократические традиции, решающие задачу подготовки учащихся к поступлению в элитарные Оксфордский и Кембриджский университеты и воспитания будущих государственных и политических деятелей, крупных промышленников и т.п. Плата за обучение высокая, исключение делается лишь для одаренных детей из бедных семей. Самая знаменитая британская паблик-скул школа Итон, основанная королем Генрихом VIв 1441 году.

Память отражение прошлого опыта человека, осуществляющееся в процессе запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком обстоятельств его жизни и деятельности.

Педагогическая диагностика совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации педагогического процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия.

Педагогическая поддержка процесс совместного определения с человеком его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать достигаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическое прогнозирование процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Методы прогнозирования: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция.

Показатель данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-либо, что дает основу для определения уровня критерия; внешне проявляющиеся признаки (количественные и качественные), по которым оценивается анализируемое явление, то, при помощи чего показываются данные о состоянии, развитии и т.п. чего-либо, а также наглядное выражение таких данных.

Помощь содействие кому-нибудь в чем-нибудь, приносящее облегчение.

Потенциал (от лат. potentia сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр., экономический потенциал).

Потребности внутреннее состояние, выражающее зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности.

Преемственность в обучении требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам, приемам объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работе по его усвоению, один из принципов дидактики, требующий формирование знаний, умений и навыков в определенном порядке, с тем чтобы каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, а последующее опиралось на предыдущее и готовило к усвоению нового.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности, охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Приоритеты образования преобладающее, первенствующее значение каких-либо педагогических факторов, направлений деятельности и образовательных реформ.

Прогнозирование составление прогноза развития, становления, распространения чего-либо на основании изучения тщательно отобранных данных; процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Методы прогнозирования: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция.

Программа содержание и план деятельности, ориентированный на будущее управленческое знание, определяющее принцип связи концептуально заданных стратегических целей, условий и способов их достижений, форм организации предстоящей деятельности в исторически сложившейся и социально конкретной ситуации.

Р

Развитие необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате которого возникает его новое качественное состояние. Различают две формы развития: эволюционную, связанную с количественными изменениями объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта. В процессах развития выделяют восходящую линию (прогресс) и нисходящую (регресс).

Ресурс запасы, источники чего-н.; средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Ресурсный центр место сосредоточения, важный пункт, ведущее учреждение, где сосредоточены запасы или источники чего-н., к которому обращаются в необходимом случае.

Рефлексия процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

С

Самоактуализация стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ряду личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека, с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успеху и неудачам. С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. со степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой.

Система упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое.

Содержание образования педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, усвоение которой призвано обеспечить формирование разносторонне развитой личности.Содержание образования определяется историческими и национальными особенностями, а также уровнем развития экономики, науки, техники и т.д.

Сознание высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняется совокупность чувственных и умственных образов непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида.

Сопровождать следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь.

Сопровождение метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Сотрудничество согласованное взаимодействие людей, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность, сопровождающееся взаимными услугами и положительными эмоциями.

Социализация процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта; интеграция человека в систему социальных отношений, усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей.

Социально-педагогическая помощь реальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей.

Социально-педагогическое сопровождение комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации в учебно-воспитательном процессе.

Социальный заказ общественные требования, имеющие отношение к взаимодействию людей в какой-либо сфере (например, образовательной).

Социум человеческая общность определенного типа (племя, нация).

Способности индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Субъект индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Т

Талант выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.

Творчество деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца субъекта творческой деятельности.

Темперамент преимущественно природно обусловленные, динамические особенности поведения и психической деятельности личности, проявляющиеся в способах, а не эффективности действий.

Толерантность (от лат. tolerantiaтерпение) терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведению.

Траектория это линия самодвижения ребёнка в образовательном пространстве; точки, задающие направленность движения, отыскиваются ребёнком в результате поиска и выбора необходимого и должного для себя. Педагогическая деятельность представляет собой создание условий, при которых ребёнок может осуществлять деятельность по прокладыванию индивидуальной траектории собственного развития.

Тьютор (тьютер) 1. надзиратель в учебном заведении в России XIX в.; 2. индивидуальный научный руководитель студента; 3. домашний учитель, репетитор; 4. куратор, воспитатель в учебном заведении; 5. опекун, защитник, покровитель.

У

Убеждение одностороннее воздействие на разум, волю и чувства человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство или как внушение.

Условия основа, предпосылка для чего-нибудь; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; субъективные и объективные требования и предпосылки для достижения цели.

Ф

Фасилитатор (фацилитация) (от англ. facilitate облегчать) человек, к-рый делает что-то возможным; развивающий у человека способность самому справляться с личными сложными ситуациями или стрессом.

Формирование 1. придание определенной формы; 2. составление, образование какого-либо коллектива.

Х

Характер система устойчивых психических свойств личности, складывающаяся в деятельности и общении, которая определяет ее индивидуальность и проявляется в типичных для данного человека способах поведения или деятельности в социально-типичных ситуациях, в отношениях личности к определенным сторонам действительности: миру, другим людям, себе, деятельности.

Ц

Целеполагание способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор адекватных целям путей их достижения, проектирование ожидаемого результата.

Э

Экстернат система сдачи экзаменов при учебных заведениях лицами, не обучающимися в них.

Экстериоризация (от лат. exteriorвнешний) процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности.

Эскапизм (от фр. escapade экстравагантная выходка, выпад) поведение, характеризующееся необычными поступками, как правило, не соответствующими общепринятым нормам.

Эффективность действенность; показатель приведения чего-либо к нужному результату; наибольший эффект.

Эффект Пигмалеона улучшение результатов умственной деятельности вследствие непроизвольной положительной стимуляции учащегося педагогом. Это явление было открыто в 1968 году американскими исследователями Р. Розенталем и Л. Якобсоном, которые осуществили оригинальный эксперимент: После проведения тестирования умственных способностей учеников, педагогам назывались несколько детей с повышенными интеллектуальными способностями (на самом деле это были обычные дети). Проведенное через год повторное тестирование зафиксировало улучшение показателей умственного развития этих детей.

Ю

ЮНЕСКО международная организация по вопросам образования, науки и культуры, созданная в 1946 году, в настоящее время насчитывающая 190 стран-участниц. В состав ЮНЕСКО входит три органа: Генеральная конференция (высший руководящий), исполнительный комитет и секретариат.

Я

Я-концепция организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного Я. Выделяют пять функций данного явления: определение собственной идентичности, собственных интересов, симпатий и антипатий; своих целей и продвижения к успеху; системы отношения, в центре которой находится сам индивид; самооценивание.

 

   

Официальные партнеры

kripkipro lib krirpo logotype header-object screenshot-www.kuztur42.narod.ru-2016-09-21-09-08-09  screenshot-ozdod-kemerovo.ru-2016-09-21-09-18-34       
   

Важные ссылки

metodkabinetrf 01 logo mon 02
03 assoc rukovod   42